Памятка дизайнеру сайтов

Памятка дизайнеру сайтов

К сожалению огромная армия даже опытных, «модных» и эффектных дизайнеров забывает, что результатом их творчества должен быть сайт, а не «супер-скриншот» годный только для портфолио.

Первоначально эта памятка писалась мною для внутреннего пользования но постепенно выросла в самостоятельную статью. Америку я не открыл, а просто собрал воедино и сформулировал ряд требований, которые должен учитывать дизайнер в процессе проектирования и оформления сайта.

Вначале думаем, потом делаем

Это очень простое и часто нарушаемое правило. Особенно молодыми дизайнерами.

Я настоятельно рекомендую всем и каждому: возьмите карандаш и бумагу. Подумайте над задачами и идеей сайта. Сделайте быстрые черновые эскизы, найдите композицию, приблизительную сетку, расположение блоков и элементов, почеркушки требуемых иллюстраций. И только после этого садитесь за компьютер.

Такой простой ход в разы продуктивнее, экономит кучу времени и помогает находить более интересные решения.

От большего к меньшему, от общего к частному

Это второе простое правило. И оно также часто нарушается.

Классическое преподавание рисунка и живописи учит: «Двигайтесь от большего к меньшему, от общего к частному. Вначале проработайте общую композицию, самые большие массы и объемы, самые крупные пятна, а потом дорабатывайте, уточняйте, насыщайте деталями.»

Это правило целиком применимо ко всем аспектам и жанрам дизайна. И не только дизайна.

Продумайте свой проект, найдите идею и композицию, нарисуйте серию эскизов. И потом, планомерно, эти эскизы воплощайте, начиная с сетки, компоновки блоков, элементов, крупных цветовых пятен. И последовательно насыщайте их деталями.

От общего к частному.

Надо признать, что я часто видел, как художники-самоучки-самородки начинали писать портрет человека с глаза, или с пальца левой ноги. И не раз видел, как некоторые дизайнеры начинают рисовать сайт с какой-то одной частной иконки. И в обоих случаях, к моему удивлению, получался интересный результат.

Но это долгий путь, часто требующий больших корректировок и переделок в процессе дизайна. Возможно, он применим для творчества, но в дизайне-профессии, когда в определенный срок нужно получить хороший результат, я считаю, что подобный подход недопустим. Нужны гарантированные технологии процесса, чтобы получать гаранитрованные результаты в четкие сроки. А не просто «получится — не получится».

Итак, подытожим: «От большего к меньшему, от общего к частному».

Модульная сетка

Одно из первых решений в процессе создания дизайна — это модульная сетка. Единый каркас и схема расположения всех основных блоков и элементов, проходящий через все страницы сайта.

Сетки бывают простые и сложные, гибкие в использовании и не очень. Это не столь важно. Важно то, что если вы при проектировании дизайна задали определенную сетку модулей — будьте добры ей следовать. От первой до последней страницы своего проекта.

Если в процессе прорисовки внутренних страниц у вас появились элементы, не ложащиеся в принятую сетку — значит вы недостаточно времени уделили её проектированию.

Следование единой модульной сетке в рамках проекта не только увеличит цельность и логичность восприятия сайта, но и многократно упростит труд разработчикам.

Масштабируемость

В наше время, когда у всех пользователей самые различные мониторы, есть смысл делать преимущественно «резиновые» сайты. То есть сайты, которые масштабируются под разрешение монитора пользователя.

 

Итак, делая «резиновый» дизайн не забываем, что:

  1. Общая композиция не должна нарушаться ни при каком разрешении монитора у посетителя.
  2. Все элементы масштабируются в зависимости от размера экрана пользователя и размера шрифта.
  3. Вся модульная сетка, блоки и прочие горизонтали масштабируются в процентах.
  4. Все шрифты, отступы, почти все вертикали масштабируются в em. Во многих случаях, это касается даже рамок (border).
  5. Исключение могут составлять лишь картинки. И то, жесткий размер в px для многих изображений — ограничение лишь по вертикали.

Сжатие-растяжение

Оптимальна для использования так называемая «полу-резина», то есть сайт растягивается и сжимается до определенного предела. Первое, с чего нужно начать — это найти минимальное сжатие сайта.

Минимальная ширина сайта, безусловно, определяется задачами сайта и его целевой аудиторией. Фактически сейчас есть только два минимальных параметра: 760 px и 990 px. Первый оптимален для корпоративных сайтов либо ресурсов, рассчитанных на самую массовую и разношерстную аудиторию (например, массовые сервисы: почтовые, поисковые, новостные и т.п.). Второй подходит для сайтов имиджевого и промоушен назначения.

Проверяем и, если требуется, корректируем каждый элемент модульной сетки, чтобы не возникало наездов/нахлестов элементов друг на друга при минимальном сжатии сайта.

Максимальная ширина сайта может быть разной, но, как правило, рекомендуется диапазон для растяжения не выше, чем в полтора-два раза от размера минимального сжатия. Это обусловлено тем, что при растягивании сайта более, чем в полтора раза композиция, обычно, рушится.

Нужно определить, что произойдет со всем сайтом при размере монитора пользователя свыше максимальной ширины. Решаем, куда он будет выравниваться. Вправо? Влево? По центру?

Добиваемся завершенного вида сайта и его естественного перехода в окружение при разрешении свыше максимального. Недопустимо, чтобы сайт на большом мониторе выглядел «обрезанным».

Рисуем все иллюстрации и неповторяющиеся фоны из принципа «у кого больше монитор, тот больше увидит». Обычно, ширина иллюстраций обусловлена шириной отведенных под них блоков модульной сетки в состоянии max.

Запас на рост сайта

В большинстве задач, если речь идет не о сайте-визитке или промо-сайте, нужно учесть, что количество страниц и разделов сайта может расти и меняться.

Поэтому.

Навигация должна строиться так, чтобы добавление новых пунктов меню, а уж тем более изменение названия пунктов происходило безболезненно. Недопустимо, чтобы добавление нового раздела приводило к пересмотрению навигации.

В некоторых случаях нужно предусматривать безболезненное для внешнего вида добавление/скрытие информационных/функциональных блоков на сайте.

Учитывая экранную масштабируемость, а также добавление новых материалов на сайт, рекомендуется отдавать предпочтение текстовым заголовкам и навигации.

Шрифтовая схема

Большая часть сайтов смотрится цельно и завершенно при построении дизайна на основе одного-трех шрифтов.

Базовый шрифт — основной шрифт материалов сайта.
Акцидентный — шрифт для заголовков.

В некоторых случаях вводятся дополнительные шрифты для: меню и навигации; блоков выделения (важной информации, цитат, выносок); мелкого текста, с целью повысить читабельность.

Дизайнер должен спланировать единую общую схему размеров отступов/заступов для всех элементов на сайте, иерархию заголовков и навигационных элементов (например, для древовидного меню или облака тегов). Она должна быть цельной и использоваться на всех страницах сайта.

Всё последующее оформление информации на сайте должно строиться на базе общей схемы.

 

Шрифтовая схема простого корпоративного сайта.

Реакция на пользователя

Дизайнер должен спланировать, что будет происходить с элементами, реагирующими на действия пользователя. Рассмотрим типичные элементы.

Навигация

В зависимости от типа и масштабности сайта, нужно показать ряд состояний пункта навигации.

Типичный набор:

  1. Нормальный вид.
  2. Мы навели курсор.
  3. Мы находимся в этом разделе.
  4. Мы находимся в этом разделе, но прошли глубже.
  5. Мы навели курсор на пункт родительского раздела.

При этом минимальный набор для всех элементов навигации, включая переключатели и элементы управления — это нормальный и активный вид. То есть минимум, для всех управляющих и навигационных элементов это — «вкл./выкл.».

 

Ссылки

Ссылки, расположенные в тексте, всегда подчеркнуты и должны отличаться по цвету от основного текста.

Желательно, а в навигации обязательно, предусмотреть внешний вид ссылки, при наведении курсора.

В больших объемах текста и при выдаче разнородной информации (например, оглавлении статей, карты сайта и т.п.), обязательно нужно предусмотреть внешний вид для посещенных ссылок. И они также требуют своего внешнего вида при наведении курсора.

Ссылки с дополнтельными свойствами

Для ссылок, которые предусматривают дополнительные возможности, особенно при использовании в тексте, рекомендуется предусмотреть небольшую иконку, которая подскажет пользователю о дополнительных свойствах ссылки.

Таких иконок требуют ссылки:

  1. Альтернативное получение данных (RSS, PDA, версия для печати).
  2. Скачивание файлов, расположенных на сервере.
  3. Обращение к популярным ресурсам (Яндекс, Google, Flickr, LJ, картографические сервисы, Википедия и т.п.).
  4. E-mail адресов.
  5. Открытие форм.
  6. Открытие ссылки в новом окне.

 

Псевдо-ссылки

Псевдоссылки, то есть ссылки, которые не ведут на другую страницу, а открывают/скрывают информацию на текущей, без ее перезагрузки, обозначаем пунктирным подчеркиванием. Во всем остальном, на них распространяется все, что указано для обычных ссылок.

 

Табы

Табы — это некоторая смесь элемента навигации и элемента управления. Для них учитываем состояния: таб неактивен; наведен курсор (opt); загрузчик содержания (opt); таб активен.

 

Курсор

Предусматриваем реакцию курсора при наведении. Особенно, если речь идет о нестандартных элементах управления, таких как навигация, псевдо-ссылки и табы (hand), подсказки (help), изменение размера элемента и перетаскивание.

Оформление содержимого

В интернете правит информация. Сайт — всего лишь способ её доставки. Внешнее оформление сайта — лишь рамка, задающая эмоциональный настрой и подкрепляющая бренд.

Именно изучая информацию пользователь проводит самую большую часть своего времени на сайте. И именно по этой причине нужно уделить оформлению содержимого должное внимание.

 

Фрагмент новостного сайта, на котором дизайнер показал большую часть типичных элементов для оформления содержания.

Элементы содержимого

Сразу нужно сказать, что предусмотреть заранее все возможные варианты оформления нельзя. Мы рассмотрим лишь типичные. Например, для корпоративного сайта:

  1. Абзац текста.
  2. Иерархия заголовков трех-пяти уровней.
  3. Ссылки, псевдо-ссылки.
  4. Элемент выделения важной информации.
  5. Цитата.
  6. Ненумерованный список.
  7. Нумерованный список.
  8. Вложенные списки.
  9. Иллюстрация на полосу, в текст.
  10. Таблица или несколько их типов.
  11. Файлы для скачивания.
  12. Выноски.
  13. Оформление маргиналий, если такие используются.
  14. Подача информации в 2–3 колонки (зависит от сетки).
  15. Простая форма.

Рыба

 

В идеале, нужно оперировать реальным содержанием. Если такого нет, то как минимум, «рыба» должна быть максимально-типичная для оформляемой страницы по своему типу и объему. Это позволит избежать пробелов в оформлении и досадного вида сайта после сдачи в эксплуатацию.

Полностью недопустимо использование «рыбы» из другого языка, так как объемы текста и средняя длина слов различаются. Например в английском и русском это очень заметно.

 

P.S.

Разумеется, приведенные требования не являются догмой. От любых правил иногда можно отступать. Только делать это нужно не по незнанию, а осознанно.

 


Автор — Павел Колодяжный.
Арт-директор и основатель дизайн-бюро «make».

Вам будет интересно

Не знаете с чего начать?

Шаги успешного проекта:

  1. Собрать по папкам все имеющиеся у вас материалы (логотип, фс,ссылки, фото, видео, тексты и т.д.).
  2. Написать произвольное техзадание, изложив свои потребности.
  3. Отправить мне ссылку на материалы.

Контакты

+7 (949) 726-0769

Телеграм - https://t.me/AlexsimA
Skype - alexsima.com
WhatsApp - https://wa.me/79497260769?text=Hi

Email - serafima.levchenko@bk.ru



Почитать отзывы

Скачать бриф
Отправить заказ
Заполнить Googli Форму
Обсудить в Telegram
Поговорить в Skype
Написать в WhatsApp



Создание и поддержка качественных адаптивных сайтов и продающих интернет-магазинов, программирование любой сложности, сео, уникальный дизайн, баннеры, оформление социальных сетей, логотипы, фирменный стиль компании и то, что нужно именно вам. Напишите мне и мы обсудим ваш проект в удобное время, в удобном вам мессенджере.